Page 6 - My FlipBook
P. 6
6 БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА Сентябрь № 1 (62)
Многие литературные критики были поставле- Каждое новое поколение как бы заново от-
ны в тупик, настолько сложным было определить крывает для себя Толстого, с поразитель-
жанр романа. Ведь Толстой описывал конкретную ной яркостью замечая, что образы его про-
историческую эпоху с известными персонажами, изведений несут в себе неумирающие черты
но вместе с тем, историзм служил лишь антуражем характеров и нравственных качеств; в новых
для действий вымышленных героев. Такой подход социальных условиях они позволяют не толь-
не был распространен в литературе того периода. ко лучше познавать человека прошлого, но и
глубже всматриваться в человека сегодняшнего.
Нисколько не будет преувеличением сказать,
Значительную часть романа занимают баталь- что наш молодой читатель, обращаясь к литера-
ные сцены. Их описание у Толстого изобилует турному наследию Льва Толстого, может найти
красочными подробностями. Одно из описа- в его сочинениях ответы на великое множество
ний военных действий занимает целых 20 стра- своих вопросов. Уроки Льва Толстого учат со-
ниц. Их реалистичность не только не ставится временного человека быть честным, правди-
под сомнение, но и подтверждается реальными вым, бескорыстным, учат присущей нашему
историческими фактами. Многие военные по- народу высокой нравственности и здоровой
ложительно отзывались об этой части рома- морали. «Чтобы жить честно, надо рваться, пу-
на, упоминая, что в батальных сценах Толстого таться, биться, ошибаться, начинать и бросать,
почти отсутствует художественный вымысел. и опять начинать и опять бросать и вечно бо-
роться и лишаться. А спокойствие – душевная
подлость» – вот один из многих уроков масте-
ра слова и знатока глубин человеческой души.

