Page 16 - БП. ноябрь-декабрь 2019
P. 16

16                                  БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА                   №7(40)ноябрь-декабрь

        Физиологические факторы развития стресса:              Режим  ограничения  времени.  У  каждого  чело-
        Голод.  Утром  завтракать  не  хотелось,  в  школе     века есть свой внутренний темп, удобный и ор-
        каша  была  невкусная,  сразу  после  уроков  при-     ганичный для проживания жизни и выполнения
        шлось бежать на тренировку… И вот, пять часов          различных  задач.  Некоторые  дети  по  природе
        вечера, у ребенка в желудке за весь день побы-         достаточно  медлительны.  Для  них  источником
        вали два печенья и бутерброд. Он голоден, воз-         стресса является ситуация, когда им нужно по-
        можно, даже не отдает себе в этом отчета, и его        стоянно успевать, бежать, спешить, укладывать-
        желудок уже сжимается от одной мысли, что зав-         ся во временные промежутки. Постарайтесь не
        тра будет еще один такой же день, и снова он не        торопить ребенка на каждом шагу: если только
        успеет толком ни позавтракать, ни пообедать…           можно потерпеть, подождать хотя бы несколько
        Комментарии излишни: распорядок нужно нала-            минут,  используйте их, чтобы дать ребенку отдых
        дить так, чтобы ребенок был сыт в течение дня.         от постоянных попыток попасть в ритм жизни.
        Жажда. Позаботьтесь о том, чтобы вода всегда           Это  далеко  не  все  факторы  стресса,  связан-
        была  доступна.  Давайте  с  собой  бутылку  воды      ные  с  физиологическими  недомоганиями  ре-
        на прогулки, тренировки и экскурсии, следите за        бенка.  Хронические  заболевания,  неудобная
        тем, чтобы кулер в классе или в детском саду был       одежда  и  обувь,  вынужденные  асимметрич-
        всегда в рабочем состоянии. Кроме того, нужно,         ные  позы,  сложности  с  посещением  туалета
        чтобы воспитатели и учителя случайно не «пе-           или  просто  необходимость  подолгу  терпеть  —
        рекрывали» доступ к воде срочными делами или           все  это  может  стать  стрессовым  фактором.
        дисциплинарными упражнениями: даже если вы             Чем можно помочь?
        на  перемене  дописываете  контрольную,  у  де-        Во-первых,  просто  не  забывать  об  этой  значи-
        тей должно быть время, чтобы утолить жажду.            мой группе причин стресса. В этом месте тоже
        Шум. Есть дети, которые особенно чувствительны         можно  «искать»,  если  ребенок  вдруг  стал  раз-
        к громким звукам или постоянному монотонному           дражительным, нервным, обзавелся навязчивы-
        шуму. В первом классе они часто приходят домой         ми  движениями  или  стал  вдруг  хуже  учиться.
        и ложатся спать: устали от гула, свиста, громких       Во-вторых, накануне серьезных социально-пси-
        голосов. Даже если ваши дети сами часто бывают         хологических  потрясений  (смена  места  жи-
        источником страшного шума, нужно уважать их            тельства,  развод  родителей,  начало  учебы  в
        право отдыхать, читать, делать уроки в тишине.         школе,  смена  школы  и  т.д.)  нужно  постараться
        Не  включайте  телевизор  и  постарайтесь  унять       обеспечить  детям  максимальный  базовый  ком-
        шумных  младших  детей,  пока  старшие  заняты         форт.  Наладить  питание  и  сон,  сохранять  про-
        умственным трудом или отдыхают после школы.            гулки  и  двигательную  активность,  долечивать-
        Кислородное  голодание.  На  него  дети  жалу-         ся  и  давать  ребенку  время  на  восстановление.
        ются  реже,  чем  на  голод  и  жажду,  но  имен-      Социально-психологические факторы развития
        но  перманентный  недостаток  кислорода  ча-           стресса Не будем перечислять все возможные
        сто  является  причиной  плохого  самочувствия.        глобальные изменения в повседневной жизни
        Недостаток сна. Сон — это важно. Если приходит-        ребенка: нам и так обычно бывает ясно, почему
        ся выбирать между сном и уроками, занятиями,           вдруг все «посыпалось». Скажем лишь о двух
        другими серьезными делами — выбирайте сон.             факторах, наиболее скрытых и неочевидных:
   11   12   13   14   15   16   17   18