Page 16 - БП. ноябрь-декабрь 2019
P. 16
16 БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА №7(40)ноябрь-декабрь
Физиологические факторы развития стресса: Режим ограничения времени. У каждого чело-
Голод. Утром завтракать не хотелось, в школе века есть свой внутренний темп, удобный и ор-
каша была невкусная, сразу после уроков при- ганичный для проживания жизни и выполнения
шлось бежать на тренировку… И вот, пять часов различных задач. Некоторые дети по природе
вечера, у ребенка в желудке за весь день побы- достаточно медлительны. Для них источником
вали два печенья и бутерброд. Он голоден, воз- стресса является ситуация, когда им нужно по-
можно, даже не отдает себе в этом отчета, и его стоянно успевать, бежать, спешить, укладывать-
желудок уже сжимается от одной мысли, что зав- ся во временные промежутки. Постарайтесь не
тра будет еще один такой же день, и снова он не торопить ребенка на каждом шагу: если только
успеет толком ни позавтракать, ни пообедать… можно потерпеть, подождать хотя бы несколько
Комментарии излишни: распорядок нужно нала- минут, используйте их, чтобы дать ребенку отдых
дить так, чтобы ребенок был сыт в течение дня. от постоянных попыток попасть в ритм жизни.
Жажда. Позаботьтесь о том, чтобы вода всегда Это далеко не все факторы стресса, связан-
была доступна. Давайте с собой бутылку воды ные с физиологическими недомоганиями ре-
на прогулки, тренировки и экскурсии, следите за бенка. Хронические заболевания, неудобная
тем, чтобы кулер в классе или в детском саду был одежда и обувь, вынужденные асимметрич-
всегда в рабочем состоянии. Кроме того, нужно, ные позы, сложности с посещением туалета
чтобы воспитатели и учителя случайно не «пе- или просто необходимость подолгу терпеть —
рекрывали» доступ к воде срочными делами или все это может стать стрессовым фактором.
дисциплинарными упражнениями: даже если вы Чем можно помочь?
на перемене дописываете контрольную, у де- Во-первых, просто не забывать об этой значи-
тей должно быть время, чтобы утолить жажду. мой группе причин стресса. В этом месте тоже
Шум. Есть дети, которые особенно чувствительны можно «искать», если ребенок вдруг стал раз-
к громким звукам или постоянному монотонному дражительным, нервным, обзавелся навязчивы-
шуму. В первом классе они часто приходят домой ми движениями или стал вдруг хуже учиться.
и ложатся спать: устали от гула, свиста, громких Во-вторых, накануне серьезных социально-пси-
голосов. Даже если ваши дети сами часто бывают хологических потрясений (смена места жи-
источником страшного шума, нужно уважать их тельства, развод родителей, начало учебы в
право отдыхать, читать, делать уроки в тишине. школе, смена школы и т.д.) нужно постараться
Не включайте телевизор и постарайтесь унять обеспечить детям максимальный базовый ком-
шумных младших детей, пока старшие заняты форт. Наладить питание и сон, сохранять про-
умственным трудом или отдыхают после школы. гулки и двигательную активность, долечивать-
Кислородное голодание. На него дети жалу- ся и давать ребенку время на восстановление.
ются реже, чем на голод и жажду, но имен- Социально-психологические факторы развития
но перманентный недостаток кислорода ча- стресса Не будем перечислять все возможные
сто является причиной плохого самочувствия. глобальные изменения в повседневной жизни
Недостаток сна. Сон — это важно. Если приходит- ребенка: нам и так обычно бывает ясно, почему
ся выбирать между сном и уроками, занятиями, вдруг все «посыпалось». Скажем лишь о двух
другими серьезными делами — выбирайте сон. факторах, наиболее скрытых и неочевидных:

