Page 17 - БП. ноябрь-декабрь 2019
P. 17
17 БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА №7(40)ноябрь-декабрь
Состояние неуспеха. Детям больно, когда взрос- Эмоциональные факторы развития стресса:
лые ими недовольны. Глубина переживаний у каж- Травма привязанности. Если у ребенка утерян кон-
дого ребенка своя, но есть и такие дети, которые такт с близкими взрослыми, он с любыми стрессо-
просто не могут вынести, когда близкий человек выми ситуациями справляется тяжелее и дольше.
демонстрирует недовольство ими. Конечно, если Недостаточный эмоциональный контакт с
ребенок однажды натворил что-то из ряда вон родителями.
выходящее, вы выскажете ему все, что думаете, Мы разные: кто-то более открыт, кто-
и это будет кратковременное воздействие стрес- то более замкнут и внешне холоден.
са. Но если ребенок «не вылезает» из таких си- Закрытость родителей может быть для ребен-
туаций, у него развивается хронический стресс. ка дополнительным стрессовым фактором.
Ситуация неопределенности. Об этом факторе Недостаточно развитый эмоциональный ин-
мы часто забываем. Детям крайне необходимы теллект. Психологи и педагоги отмечают, что
прозрачные и понятные правила: за что их по- сейчас очень часты случаи, когда дети развиты
хвалят, а за что отругают. Что бывает в будни, интеллектуально, они много читали, обладают
а что — в выходные. Какие события произой- энциклопедическими знаниями, хорошо усваива-
дут завтра утром обязательно (завтрак, чистка ют новые знания, но им сложно справляться с соб-
зубов, прогулка, чтение на ночь и т.д.), а какие ственными эмоциями и понимать эмоции других.
могут и не произойти. И это тоже нормально. Эмоциональное насилие. Это не только насмеш-
Если ребенок не знает, где он будет жить че- ки, издевательства, наказания и другие явные
рез пару месяцев, не забудут ли ему пожелать признаки. Игнорирование, отказ от контакта с
спокойной ночи, будет он сыт или голоден, бу- ребенком, небезопасная и недостаточно друже-
дут его ругать за двойку или скажут: «Ерунда, любная атмосфера также являются источниками
ничего страшного», — ему не на что опереть- хронического стресса.
ся, он пребывает в постоянном нервном напря- Чем можно помочь?
жении. Поэтому есть смысл создать более или На этапе подготовки ребенка к школе, дет-
менее единообразную систему жизни.Конечно, скому саду и любому другому крупному из-
часть решений вы с ребенком будете прини- менению в жизни уделите внимание эмоцио-
мать «по настроению», но общая канва, систе- нальному состоянию: старайтесь дать ему не
ма понятных «можно» и «нельзя». «хорошо» и только и не столько знания, сколько теплоту и
«плохо» пусть будет неизменна для всей семьи. поддержку. Старайтесь находить время, что-
Чем можно помочь? бы выслушать ребенка, поговорить с ним, при-
Прежде всего, не брать на себя слишком много. думайте поддерживающие практики, риту-
Понятно, что исключить из жизни ребенка внеш- алы, которые позволят ребенку прожить все
ние раздражители не получится; да это и не требу- свои эмоции: гнев, огорчение, грусть, страх.
ется, чтобы помочь ему справиться со стрессом. Будет здорово, если даже в самые сложные пе-
Главная задача — не упустить скрытые психоло- риоды жизни вы сможете найти поддержку
гические факторы стресса, такие как частые неу- друг в друге: повеселиться, почитать смешную
дачи в той или иной сфере, насмешки, которые ка- книжку или просто обняться, перед тем как
жутся безобидными, отсутствие близких друзей. вернутся на поле брани с повседневными делами.

