Page 17 - БП. ноябрь-декабрь 2019
P. 17

17                                  БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА                   №7(40)ноябрь-декабрь

        Состояние неуспеха. Детям больно, когда взрос-         Эмоциональные  факторы  развития  стресса:
        лые ими недовольны. Глубина переживаний у каж-         Травма привязанности. Если у ребенка утерян кон-
        дого ребенка своя, но есть и такие дети, которые       такт с близкими взрослыми, он с любыми стрессо-
        просто не могут вынести, когда близкий человек         выми ситуациями справляется тяжелее и дольше.
        демонстрирует недовольство ими. Конечно, если          Недостаточный  эмоциональный  контакт  с
        ребенок  однажды  натворил  что-то  из  ряда  вон      родителями.
        выходящее, вы выскажете ему все, что думаете,          Мы  разные:  кто-то  более  открыт,  кто-
        и это будет кратковременное воздействие стрес-         то   более    замкнут     и   внешне     холоден.
        са. Но если ребенок «не вылезает» из таких си-         Закрытость  родителей  может  быть  для  ребен-
        туаций, у него развивается хронический стресс.         ка  дополнительным  стрессовым  фактором.
        Ситуация  неопределенности.  Об  этом  факторе         Недостаточно  развитый  эмоциональный  ин-
        мы  часто  забываем.  Детям  крайне  необходимы        теллект.  Психологи  и  педагоги  отмечают,  что
        прозрачные и понятные правила: за что их по-           сейчас очень часты случаи, когда дети развиты
        хвалят,  а  за  что  отругают.  Что  бывает  в  будни,   интеллектуально,  они  много  читали,  обладают
        а  что  —  в  выходные.  Какие  события  произой-      энциклопедическими знаниями, хорошо усваива-
        дут  завтра  утром  обязательно  (завтрак,  чистка     ют новые знания, но им сложно справляться с соб-
        зубов, прогулка, чтение на ночь и т.д.), а какие       ственными эмоциями и понимать эмоции других.
        могут  и  не  произойти.  И  это  тоже  нормально.     Эмоциональное насилие. Это не только насмеш-
        Если  ребенок  не  знает,  где  он  будет  жить  че-   ки,  издевательства,  наказания  и  другие  явные
        рез  пару  месяцев,  не  забудут  ли  ему  пожелать    признаки.  Игнорирование,  отказ  от  контакта  с
        спокойной ночи, будет он сыт или голоден, бу-          ребенком,  небезопасная  и  недостаточно  друже-
        дут  его  ругать  за  двойку  или  скажут:  «Ерунда,   любная атмосфера также являются источниками
        ничего  страшного»,  —  ему  не  на  что  опереть-     хронического стресса.
        ся, он пребывает в постоянном нервном напря-           Чем можно помочь?
        жении.  Поэтому  есть  смысл  создать  более  или      На  этапе  подготовки  ребенка  к  школе,  дет-
        менее  единообразную  систему  жизни.Конечно,          скому  саду  и  любому  другому  крупному  из-
        часть  решений  вы  с  ребенком  будете  прини-        менению  в  жизни  уделите  внимание  эмоцио-
        мать  «по  настроению»,  но  общая  канва,  систе-     нальному  состоянию:  старайтесь  дать  ему  не
        ма понятных «можно» и «нельзя». «хорошо» и             только  и  не  столько  знания,  сколько  теплоту  и
        «плохо» пусть будет неизменна для всей семьи.          поддержку.  Старайтесь  находить  время,  что-
        Чем можно помочь?                                      бы выслушать ребенка, поговорить с ним, при-
        Прежде всего, не брать на себя слишком много.          думайте  поддерживающие  практики,  риту-
        Понятно, что исключить из жизни ребенка внеш-          алы,  которые  позволят  ребенку  прожить  все
        ние раздражители не получится; да это и не требу-      свои  эмоции:  гнев,  огорчение,  грусть,  страх.
        ется, чтобы помочь ему справиться со стрессом.         Будет здорово, если даже в самые сложные пе-
        Главная задача — не упустить скрытые психоло-          риоды  жизни  вы  сможете  найти  поддержку
        гические факторы стресса, такие как частые неу-        друг в друге: повеселиться, почитать смешную
        дачи в той или иной сфере, насмешки, которые ка-       книжку  или  просто  обняться,  перед  тем  как
        жутся безобидными, отсутствие близких друзей.          вернутся на поле брани с повседневными делами.
   12   13   14   15   16   17   18