Page 22 - Text_knigi
P. 22
22 БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА №6 (47) Февраль
ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО ИНТЕРЕСНО
«ВОСПИТАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ?»
Сегодня в нашей рубрике разговор пойдет о стрессе. Публикуем материал известного авто-
ра, Марьяны Безруких. Профессор, директор Института возрастной физиологии Марьяна Ми-
хайловна Безруких рассказала об основных факторах развития хронического стресса и о том,
как не допустить, чтобы естественное напряжение у ребенка перешло в хроническую форму.
Обычный стресс — это универсальная реакция К этому «букету» иногда присоединяются эну-
человека на любые внешние раздражители: смену рез и другие серьезные проблемы со здоровьем.
образа жизни, конфликты, сложности, неудачи… Где искать причину?
Иными словами, это совершенно нормально. А Хорошо, когда проблема лежит на поверхности:
вот хронический стресс — это большая пробле- вы только переехали в новый дом, ребенок пошел
ма, которая не дает ребенку развиваться, нор- в школу, сменил класс, у него проблемы со свер-
мально учиться, общаться и радоваться жизни. стником, конфликт с учителем, родители на грани
Как зарождается хронический стресс? развода, тяжело болеет любимая бабушка… При-
Все начинается с чувства первичной тревоги. Оно мечательно, что все эти факторы относятся к одной
возникает, когда ребенок на короткий срок стал- категории — социально-психологических. Но есть
кивается с раздражителем: например, впервые ус- и две другие группы, которые не всегда столь оче-
лышал, как ссорятся мама и папа на кухне. Пошел видны даже для очень внимательных и заботливых
сделать прививку. Впервые проспал, собирался в родителей. Обо всех трех поговорим подробнее.
школу как на пожар и бежал до автобуса, чтобы
успеть до звонка. Первичная тревога в общем не
опасна для психики ребенка и даже может играть
роль развивающего тренажера: мы пережили ко-
роткий стресс, осмыслили, что это такое с нами
было, запомнили состояние дискомфорта и при-
готовились ко второй стадии — сопротивлению.
Сопротивление начинается тогда, когда раздра-
житель возвращается снова и снова или его воз-
действие вообще не прекращается. Например, по-
стоянный страх получить двойку по математике,
напряженная атмосфера дома, мама все ругает и
ругает, что ты такой неряха и у тебя вечный бес- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИ-
порядок… Организм ребенка уже знаком с ощу- ТИЯ СТРЕССА:
щением стресса и сопротивляется всеми возмож- Голод. Утром завтракать не хотелось, в школе
ными способами. Многим родителям этот период каша была невкусная, сразу после уроков при-
знаком как период постоянной «войны»: «Не пой- шлось бежать на тренировку… И вот, пять часов
ду я в школу», «Не хочу в детский сад», «Не буду вечера, у ребенка в желудке за весь день побы-
мыть голову», «Не хочу, чтобы вы ссорились», вали два печенья и бутерброд. Он голоден, воз-
«Перестаньте меня ругать»… Именно на этом можно, даже не отдает себе в этом отчета, и его
этапе организм детей начинает иногда «выдавать» желудок уже сжимается от одной мысли, что зав-
первые психосоматические реакции: вялотекущие тра будет еще один такой же день, и снова он не
простуды, бессонницу, навязчивые движения. успеет толком ни позавтракать, ни пообедать…
Если на этом этапе источник беспокойства не Комментарии излишни: распорядок нужно нала-
исчезнет, мы рискуем перейти к ситуации хро- дить так, чтобы ребенок был сыт в течение дня.
нического стресса, который грозит общим исто- Жажда. Позаботьтесь о том, чтобы вода всегда
щением. Ребенок чувствует себя все хуже, боле- была доступна. Давайте с собой бутылку воды
ет все чаще, никак не может сосредоточиться, на прогулки, тренировки и экскурсии, следите
плохо учится и уже как будто не очень всему за тем, чтобы кулер в классе или в детском саду
этому сопротивляется. На борьбу со стрессом у был всегда в рабочем состоянии. Кроме того,
него уходят все жизненные силы, а на развитие нужно, чтобы воспитатели и учителя случайно не
и благополучную жизнь уже ничего не остается. «перекрывали» доступ к воде срочными делами

