Page 22 - Text_knigi
P. 22

22                                  БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА                     №6 (47) Февраль
        ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО ИНТЕРЕСНО
        «ВОСПИТАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ.
        КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ?»
        Сегодня  в  нашей  рубрике  разговор  пойдет  о  стрессе.  Публикуем  материал  известного  авто-
        ра,  Марьяны  Безруких.  Профессор,  директор  Института  возрастной  физиологии  Марьяна  Ми-
        хайловна  Безруких  рассказала  об  основных  факторах  развития  хронического  стресса  и  о  том,
        как  не  допустить,  чтобы  естественное  напряжение  у  ребенка  перешло  в  хроническую  форму.
        Обычный стресс — это универсальная реакция  К  этому  «букету»  иногда  присоединяются  эну-
        человека на любые внешние раздражители: смену  рез и другие серьезные проблемы со здоровьем.
        образа жизни, конфликты, сложности, неудачи…  Где искать причину?
        Иными  словами,  это  совершенно  нормально.  А  Хорошо,  когда  проблема  лежит  на  поверхности:
        вот хронический стресс — это большая пробле-          вы только переехали в новый дом, ребенок пошел
        ма,  которая  не  дает  ребенку  развиваться,  нор-   в школу, сменил класс, у него проблемы со свер-
        мально  учиться,  общаться  и  радоваться  жизни.     стником, конфликт с учителем, родители на грани
        Как зарождается хронический стресс?                   развода, тяжело болеет любимая бабушка… При-
        Все начинается с чувства первичной тревоги. Оно  мечательно, что все эти факторы относятся к одной
        возникает, когда ребенок на короткий срок стал-       категории — социально-психологических. Но есть
        кивается с раздражителем: например, впервые ус-       и две другие группы, которые не всегда столь оче-
        лышал, как ссорятся мама и папа на кухне. Пошел  видны даже для очень внимательных и заботливых
        сделать прививку. Впервые проспал, собирался в  родителей. Обо всех трех поговорим подробнее.
        школу как на пожар и бежал до автобуса, чтобы
        успеть до звонка. Первичная тревога в общем не
        опасна для психики ребенка и даже может играть
        роль развивающего тренажера: мы пережили ко-
        роткий стресс, осмыслили, что это такое с нами
        было, запомнили состояние дискомфорта и при-
        готовились ко второй стадии — сопротивлению.
        Сопротивление  начинается  тогда,  когда  раздра-
        житель возвращается снова и снова или его воз-
        действие вообще не прекращается. Например, по-
        стоянный страх получить двойку по математике,
        напряженная атмосфера дома, мама все ругает и
        ругает, что ты такой неряха и у тебя вечный бес-      ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  ФАКТОРЫ  РАЗВИ-
        порядок… Организм ребенка уже знаком с ощу-           ТИЯ СТРЕССА:
        щением стресса и сопротивляется всеми возмож-         Голод.  Утром  завтракать  не  хотелось,  в  школе
        ными способами. Многим родителям этот период  каша  была  невкусная,  сразу  после  уроков  при-
        знаком как период постоянной «войны»: «Не пой-        шлось бежать на тренировку… И вот, пять часов
        ду я в школу», «Не хочу в детский сад», «Не буду  вечера,  у  ребенка  в  желудке  за  весь  день  побы-
        мыть  голову»,  «Не  хочу,  чтобы  вы  ссорились»,  вали  два  печенья  и  бутерброд.  Он  голоден,  воз-
        «Перестаньте  меня  ругать»…  Именно  на  этом  можно, даже не отдает себе в этом отчета, и его
        этапе организм детей начинает иногда «выдавать»  желудок уже сжимается от одной мысли, что зав-
        первые психосоматические реакции: вялотекущие  тра будет еще один такой же день, и снова он не
        простуды,  бессонницу,  навязчивые  движения.         успеет  толком  ни  позавтракать,  ни  пообедать…
        Если  на  этом  этапе  источник  беспокойства  не  Комментарии излишни: распорядок нужно нала-
        исчезнет,  мы  рискуем  перейти  к  ситуации  хро-    дить так, чтобы ребенок был сыт в течение дня.
        нического стресса, который грозит общим исто-         Жажда.  Позаботьтесь  о  том,  чтобы  вода  всегда
        щением. Ребенок чувствует себя все хуже, боле-        была  доступна.  Давайте  с  собой  бутылку  воды
        ет  все  чаще,  никак  не  может  сосредоточиться,  на  прогулки,  тренировки  и  экскурсии,  следите
        плохо  учится  и  уже  как  будто  не  очень  всему  за тем, чтобы кулер в классе или в детском саду
        этому  сопротивляется.  На  борьбу  со  стрессом  у  был  всегда  в  рабочем  состоянии.  Кроме  того,
        него  уходят  все  жизненные  силы,  а  на  развитие  нужно, чтобы воспитатели и учителя случайно не
        и благополучную жизнь уже ничего не остается.  «перекрывали»  доступ  к  воде  срочными  делами
   17   18   19   20   21   22   23   24   25