Page 24 - Text_knigi
P. 24
24 БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА №6 (47) Февраль
Состояние неуспеха. Детям больно, когда взрос- Главная задача — не упустить скрытые психоло-
лые ими недовольны. Глубина переживаний у гические факторы стресса, такие как частые не-
каждого ребенка своя, но есть и такие дети, кото- удачи в той или иной сфере, насмешки, которые
рые просто не могут вынести, когда близкий че- кажутся безобидными, отсутствие близких друзей.
ловек демонстрирует недовольство ими. Конечно, Эмоциональные факторы развития стресса:
если ребенок однажды натворил что-то из ряда Травма привязанности.
вон выходящее, вы выскажете ему все, что ду- Если у ребенка утерян контакт с близки-
маете, и это будет кратковременное воздействие ми взрослыми, он с любыми стрессовыми си-
стресса. Но если ребенок «не вылезает» из таких туациями справляется тяжелее и дольше.
ситуаций, у него развивается хронический стресс. Недостаточный эмоциональный контакт
Ситуация неопределенности. Об этом факто- с родителями. Мы разные: кто-то более от-
ре мы часто забываем. Детям крайне необходи- крыт, кто-то более замкнут и внешне холо-
мы прозрачные и понятные правила: за что их ден. Закрытость родителей может быть для
похвалят, а за что отругают. Что бывает в будни, ребенка дополнительным стрессовым фактором.
а что — в выходные. Какие события произой- Недостаточно развитый эмоциональный ин-
дут завтра утром обязательно (завтрак, чистка теллект. Психологи и педагоги отмечают, что
зубов, прогулка, чтение на ночь и т.д.), а какие сейчас очень часты случаи, когда дети развиты
могут и не произойти. И это тоже нормально. интеллектуально, они много читали, обладают эн-
Если ребенок не знает, где он будет жить через циклопедическими знаниями, хорошо усваивают
пару месяцев, не забудут ли ему пожелать спо- новые знания, но им сложно справляться с соб-
койной ночи, будет он сыт или голоден, будут ственными эмоциями и понимать эмоции других.
его ругать за двойку или скажут: «Ерунда, ни- Эмоциональное насилие. Это не только насмеш-
чего страшного», — ему не на что опереться, он ки, издевательства, наказания и другие явные при-
пребывает в постоянном нервном напряжении. знаки. Игнорирование, отказ от контакта с ребен-
Поэтому есть смысл создать более или менее ком, небезопасная и недостаточно дружелюбная
единообразную систему жизни. Конечно, часть атмосфера также являются источниками хрониче-
решений вы с ребенком будете принимать «по на- ского стресса.Чем можно помочь?На этапе под-
строению», но общая канва, система понятных готовки ребенка к школе, детскому саду и любому
«можно» и «нельзя». «хорошо» и «плохо» пусть бу- другому крупному изменению в жизни уделите
дет неизменна для всей семьи. Чем можно помочь? внимание эмоциональному состоянию: старайтесь
Прежде всего, не брать на себя слишком много. дать ему не только и не столько знания, сколько
Понятно, что исключить из жизни ребенка внеш- теплоту и поддержку. Старайтесь находить время,
ние раздражители не получится; да это и не тре- чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним, при-
думайте поддерживающие практики, ритуалы, ко-
торые позволят ребенку прожить все свои эмоции:
гнев, огорчение, грусть, страх.
Будет здорово, если даже в самые сложные пе-
риоды жизни вы сможете найти поддержку
друг в друге: повеселиться, почитать смешную
книжку или просто обняться, перед тем как вер-
нутся на поле брани с повседневными делами.

