Page 23 - Text_knigi
P. 23
23 БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА №6 (47) Февраль
или дисциплинарными упражнениями: даже если Для них источником стресса является ситуа-
вы на перемене дописываете контрольную, у де- ция, когда им нужно постоянно успевать, бе-
тей должно быть время, чтобы утолить жажду. жать, спешить, укладываться во временные
Шум. Есть дети, которые особенно чувствитель- промежутки. Постарайтесь не торопить ре-
ны к громким звукам или постоянному монотон- бенка на каждом шагу: если только можно по-
ному шуму. В первом классе они часто приходят терпеть, подождать хотя бы несколько минут,
домой и ложатся спать: устали от гула, свиста, используйте их, чтобы дать ребенку отдых от
громких голосов. Даже если ваши дети сами часто постоянных попыток попасть в ритм жизни.
бывают источником страшного шума, Это далеко не все факторы стресса, связанные
нужно уважать их право отдыхать, чи- с физиологическими недомоганиями ребенка.
тать, делать уроки в тишине. Не включай- Хронические заболевания, неудобная одежда
те телевизор и постарайтесь унять шум- и обувь, вынужденные асимметричные позы,
ных младших детей, пока старшие заняты сложности с посещением туалета или просто не-
умственным трудом или отдыхают после школы. обходимость подолгу терпеть — все это может
Кислородное голодание. На него дети жалуются стать стрессовым фактором. Чем можно помочь?
реже, чем на голод и жажду, но именно перманент- Во-первых, просто не забывать об этой значи-
ный недостаток кислорода часто является причи- мой группе причин стресса. В этом месте тоже
ной плохого самочувствия. Следите за тем, что- можно «искать», если ребенок вдруг стал раз-
бы помещение, где находится ребенок, регулярно дражительным, нервным, обзавелся навязчивы-
проветривалось, и найдите возможность выхо- ми движениями или стал вдруг хуже учиться.
дить на прогулку хотя бы на час-полтора в день. Во-вторых, накануне серьезных социально-пси-
Травмы, болезни, общая интоксикация организма. хологических потрясений (смена места жи-
Недолеченная простуда, наличие очага воспа- тельства, развод родителей, начало учебы в
ления, боль, сильный ушиб — все это отнимает школе, смена школы и т.д.) нужно постараться
силы, раздражает, мучает, и на восстановление обеспечить детям максимальный базовый ком-
после любого недомогания нужно время. За- форт. Наладить питание и сон, сохранять про-
частую больше, чем определяет лечащий врач. гулки и двигательную активность, долечивать-
Физические и психоэмоциональные перегрузки. ся и давать ребенку время на восстановление.
Если пришлось три часа подряд учить англий- Социально-психологические факторы развития
ский, писать по четыре контрольных на неделе, стресса
сильно выкладываться на тренировках, то нет Не будем перечислять все возможные глобаль-
ничего удивительного в том, что после этого у ные изменения в повседневной жизни ребенка:
ребенка обнаруживаются признаки стресса. Об- нам и так обычно бывает ясно, почему вдруг все
ратите внимание: физические перегрузки проис- «посыпалось». Скажем лишь о двух факторах,
ходят не тогда, когда ребенок много бегает или наиболее скрытых и неочевидных: Социаль-
активно занимается спортом (это как раз спо- но-психологические факторы развития стресса
собствует «обнулению» и выходу из состояния Не будем перечислять все возможные гло-
стресса). ходится долго находиться в статичных бальные изменения в повседневной жизни ре-
позах, не шевелиться и накапливать напряже- бенка: нам и так обычно бывает ясно, почему
ние в теле. Чтобы расслабиться, нужно обяза- вдруг все «посыпалось». Скажем лишь о двух
тельно делать паузы, ограничивать нахождение факторах, наиболее скрытых и неочевидных:
в статике, делать гимнастику как для всего тела,
так и для спины, шеи, пальцев и кистей рук.
Недостаток сна. Сон — это важно. Если прихо-
дится выбирать между сном и уроками, занятиями,
другими серьезными делами — выбирайте сон.
Режим ограничения времени. У каждо-
го человека есть свой внутренний темп, удоб-
ный и органичный для проживания жиз-
ни и выполнения различных задач.Больше
всего нагружен ребенок, когда ему при Некото-
рые дети по природе достаточно медлительны.

