Page 23 - Text_knigi
P. 23

23                                  БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА                     №6 (47) Февраль
         или дисциплинарными упражнениями: даже если  Для  них  источником  стресса  является  ситуа-
         вы на перемене дописываете контрольную, у де- ция,  когда  им  нужно  постоянно  успевать,  бе-
         тей  должно  быть  время,  чтобы  утолить  жажду.  жать,  спешить,  укладываться  во  временные
         Шум. Есть дети, которые особенно чувствитель- промежутки.  Постарайтесь  не  торопить  ре-
         ны к громким звукам или постоянному монотон- бенка  на  каждом  шагу:  если  только  можно  по-
         ному шуму. В первом классе они часто приходят  терпеть,  подождать  хотя  бы  несколько  минут,
         домой  и  ложатся  спать:  устали  от  гула,  свиста,  используйте  их,  чтобы  дать  ребенку  отдых  от
         громких голосов. Даже если ваши дети сами часто  постоянных  попыток  попасть  в  ритм  жизни.
         бывают источником страшного шума,                    Это  далеко  не  все  факторы  стресса,  связанные
         нужно  уважать  их  право  отдыхать,  чи- с  физиологическими  недомоганиями  ребенка.
         тать,  делать  уроки  в  тишине.  Не  включай- Хронические  заболевания,  неудобная  одежда
         те  телевизор  и  постарайтесь  унять  шум- и  обувь,  вынужденные  асимметричные  позы,
         ных  младших  детей,  пока  старшие  заняты  сложности с посещением туалета или просто не-
         умственным трудом или отдыхают после школы. обходимость  подолгу  терпеть  —  все  это  может
         Кислородное голодание. На него дети жалуются  стать стрессовым фактором. Чем можно помочь?
         реже, чем на голод и жажду, но именно перманент- Во-первых,  просто  не  забывать  об  этой  значи-
         ный недостаток кислорода часто является причи- мой  группе  причин  стресса.  В  этом  месте  тоже
         ной плохого самочувствия. Следите за тем, что- можно  «искать»,  если  ребенок  вдруг  стал  раз-
         бы помещение, где находится ребенок, регулярно  дражительным,  нервным,  обзавелся  навязчивы-
         проветривалось,  и  найдите  возможность  выхо- ми  движениями  или  стал  вдруг  хуже  учиться.
         дить на прогулку хотя бы на час-полтора в день. Во-вторых,  накануне  серьезных  социально-пси-
         Травмы, болезни, общая интоксикация организма.  хологических  потрясений  (смена  места  жи-
         Недолеченная  простуда,  наличие  очага  воспа- тельства,  развод  родителей,  начало  учебы  в
         ления, боль, сильный ушиб — все это отнимает  школе,  смена  школы  и  т.д.)  нужно  постараться
         силы,  раздражает,  мучает,  и  на  восстановление  обеспечить  детям  максимальный  базовый  ком-
         после  любого  недомогания  нужно  время.  За- форт.  Наладить  питание  и  сон,  сохранять  про-
         частую  больше,  чем  определяет  лечащий  врач. гулки  и  двигательную  активность,  долечивать-
         Физические  и  психоэмоциональные  перегрузки.  ся  и  давать  ребенку  время  на  восстановление.
         Если  пришлось  три  часа  подряд  учить  англий- Социально-психологические  факторы  развития
         ский,  писать  по  четыре  контрольных  на  неделе,  стресса
         сильно  выкладываться  на  тренировках,  то  нет  Не  будем  перечислять  все  возможные  глобаль-
         ничего  удивительного  в  том,  что  после  этого  у  ные  изменения  в  повседневной  жизни  ребенка:
         ребенка  обнаруживаются  признаки  стресса.  Об- нам и так обычно бывает ясно, почему вдруг все
         ратите внимание: физические перегрузки проис- «посыпалось».  Скажем  лишь  о  двух  факторах,
         ходят  не  тогда,  когда  ребенок  много  бегает  или  наиболее  скрытых  и  неочевидных:  Социаль-
         активно  занимается  спортом  (это  как  раз  спо- но-психологические  факторы  развития  стресса
         собствует  «обнулению»  и  выходу  из  состояния  Не  будем  перечислять  все  возможные  гло-
         стресса).  ходится  долго  находиться  в  статичных  бальные  изменения  в  повседневной  жизни  ре-
         позах,  не  шевелиться  и  накапливать  напряже- бенка:  нам  и  так  обычно  бывает  ясно,  почему
         ние  в  теле.  Чтобы  расслабиться,  нужно  обяза- вдруг  все  «посыпалось».  Скажем  лишь  о  двух
         тельно  делать  паузы,  ограничивать  нахождение  факторах,  наиболее  скрытых  и  неочевидных:
         в статике, делать гимнастику как для всего тела,
         так  и  для  спины,  шеи,  пальцев  и  кистей  рук.
         Недостаток сна. Сон — это важно. Если прихо-
         дится выбирать между сном и уроками, занятиями,
         другими  серьезными  делами  —  выбирайте  сон.
         Режим  ограничения  времени.  У  каждо-
         го  человека  есть  свой  внутренний  темп,  удоб-
         ный  и  органичный  для  проживания  жиз-
         ни  и  выполнения  различных  задач.Больше
         всего  нагружен  ребенок,  когда  ему  при  Некото-
         рые  дети  по  природе  достаточно  медлительны.
   18   19   20   21   22   23   24   25