«ОТКРЫТЫЙ КИНОЗАЛ «СМОТРИМ. ДУМАЕМ. ОБСУЖДАЕМ» СМОТРИМ ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ: «ГОРЯЧИЙ СНЕГ»

10.04.2025

Информация и фото – Т. Ю. Анцыферова

«ОТКРЫТЫЙ КИНОЗАЛ «СМОТРИМ. ДУМАЕМ. ОБСУЖДАЕМ»
СМОТРИМ ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ:
«ГОРЯЧИЙ СНЕГ»

В рамках реализации проекта «Открытый кинозал «Смотрим. Думаем. Обсуждаем» и к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в библиотеке колледжа проходят тематические показы лучших отечественных фильмов о ВОВ.

10 апреля студенты группы К-141 посмотрели и обсудили художественный фильм «Горячий снег», снятый в 1972 году по одноимённому роману Юрия Бондарева режиссёром Гавриилом Егиазаровым.

«Горячий снег» – это история одного сражения, которое предопределило исход всей Великой Отечественной войны. В центре сюжета – кровавый эпизод Сталинградской битвы, получивший название «Котельниковская операция». Зимой 1942 года многотысячные немецкие войска оказались в окружении под Сталинградом. Чтобы пробить кольцо, Гитлер отправил танковые части. Остановить наступление предстоит советским бойцам, недавним выпускникам военных училищ. Отступать нельзя, и солдаты понимают, что для многих из них эта схватка с врагом окажется последней. Вопреки ожиданиям, в фильме Гавриила Егиазарова нет лишнего пафоса. Как нет его и в одноименном романе Юрия Бондарева, который лег в основу сценария. И автор книги, и режиссер сами прошли через Сталинградскую битву, поэтому создали фильм с невыдуманными героями, которым действительно веришь с первых минут и до последнего кадра.
Хаос войны, затянутое пороховым дымом поле, пламя подбитых танков, взрывы бомб…. Сцены сражений пугают без спецэффектов. А снег не пачкают красной краской, чтобы объяснить, почему его называют горячим.

Сибирские декорации для битвы под Сталинградом

Снимать эту, невероятно правдивую историю, было решено в Новосибирской области. По расчетам кинематографистов, край с самыми снежными зимами должен был стать идеальной локацией для натурных съемок. Кроме того, для фильма нужна была техника, и Сибирский военный округ обещал обеспечить группу всем необходимым.

К постройке декораций привлекли солдат-срочников. Так, накануне съемок, на окраине рабочего поселка Чик появилась импровизированная «деревня» с дощатыми домиками и церквушкой, которые впоследствии эффектно взрывались и горели в кадре. Сюда же согнали десятки танков и пушек, из военных запасников достали сотни автоматов и солдатское обмундирование.

Сибирская зима оказалась беспощадной к кинематографистам. В тот год стояли редкие морозы, столбики термометров опускались до отметки минус 40 градусов. Между дублями актеры бежали согреваться в «теплушки» – деревянные вагончики с печным отоплением. Но если людям было под силу выдержать морозное испытание, то аппаратура предательски ломалась. Режиссер был вынужден несколько раз останавливать работу и дожидаться из Москвы запасных деталей.
Местные жители жалели артистов, которые ходили по площадке в одних шинельках, и часто приносили им в качестве гостинцев горячие пирожки и жареную курицу. Некоторые очевидцы до сих пор вспоминают, какой неимоверный грохот разносился по поселку во время съемок батальных сцен. В такие дни из соображений безопасности селян просили снимать антенны с крыш и не выпускать детей на улицу.