РЕСТАВРАЦИЯ ЯК-9 – УЖЕ ПОЧТИ ИСТОРИЯ…

13.04.2015

Осенью 2013 года директором Новосибирского технического колледжа им.И. Покрышкина Галиной Федоровной Талюкиной, кандидатом исторических наук Владимиром Николаевичем Шумиловым и Главой администрации Ленинского района Евгением Александровичем Пономаревым было принято совместное решение о реставрации самолета ЯК-9 времен Великой Отечественной войны с последующей установкой во дворе учебного заведения. Прошло полтора года, что по меркам истории совсем небольшой срок. А в рамках реализации проекта по реставрации самолета – период вполне конкретный, измеряемый реальными делами. В настоящее время историческая реконструкция самолета ЯК-9 завершена, 5 мая запланировано торжественное открытие самолета во дворе НТК им. А. И. Покрышкина, а сегодня мы предлагаем всем вспомнить особо значимые этапы проекта реставрации.
2013 года в России был объявлен годом Трижды Героя Советского Союза, Маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина. Во дворе НТК им. А. И. Покрышкина (тогда техникума металлургии и машиностроения) был установлен самолет - Аэрокобра. На таком самолете летал А.И.Покрышкин. Но самолет, сразу полюбившийся не только всему коллективу колледжа , но и многим жителям города Новосибирска и области, был дан на время, поэтому, когда его увезли, встал вопрос о достойной альтернативе. Тогда то и родилась идея, превратившаяся в дальнейшем в проект «Историческая реставрация самолета-истребителя времен Великой Отечественной войны ЯК-9».
В декабре 2013 года в комплекс «Машиностроитель» НТК им. А. И. Покрышкина были привезены сохранившиеся части самолета ЯК-9, которые были найдены под Новосибирском и принадлежали В.Н. Шумилову. Левое крыло, фюзеляж, одна стойка шасси с колесом, сплющенный кок винта, кресло кабины пилота и все… Первая трудность, с которой столкнулись реставраторы – отсутствие чертежей. Не смотря на то, что производством ЯК-9 в военные годы занимался Новосибирский авиационный завод им. Чкалова, не сохранилось никакой технической документации, ничем не смогли помочь и запросы, отправленные в московские архивы. Вторая трудность – отсутствие конструктора, который бы мог профессионально руководить работой реставраторов, объясняя технологию сборки самолета.
Поэтому восстановление ЯК-9 началось, в буквальном смысле, – «с нуля». С самого первого часа работы вместе со взрослыми: мастерами производственного обучения, старшим мастером, рабочими колледжа в процесс реставрации активно включились студенты 2 и 3 курса.
Начали с того, что разобрали левое крыло, так как именно по чертежам, составленным самостоятельно в результате вскрытия его обшивки, смогли начать работы по изготовлению правого крыла. Уже в конце марта приступили к восстановлению лонжеронов и элерона. А осенью 2014 года работы велись уже над процессом сборки правого крыла. Проблему отсутствия чертежей решали по-разному, в том числе и через общение и обсуждение проблемы студентами колледжа со студентами различных реставрационных кружков из разных уголков нашей страны на интернет-форумах. Самую сложную работу по реконструкции самолета выполняли высококвалифицированные рабочие колледжа под руководством Сергея Петровича Синекова, заведующего производством. Студенты, в первую очередь, выполняли основные виды слесарных работ: разметку, рубку, опиливание, заклепывание/расклепывание, макеты и, конечно же, чертежи.
К январю 2015 года к фюзеляжу самолета прикрепили левое крыло, изготовили недостающие стойки шасси, лопасти винта, залатали дыры в фюзеляже, начали сборку правого крыла. Благодаря помощи студентов и мастеров Новосибирского аграрного университета, восстановили «кок винта» - оптикатель винта, который находится в носовой части и закрывает лопасти и механизмы вращения и крепления. Его выправили, заварили все трещины и добавили отломанные куски. Одновременно определяли оптимальную технологию покраски самолета и выбирали цветовую гамму. К решению данного вопроса подключились специалисты ОАО «Завод Труд», которые совместно со старшим мастером Анатолием Анатольевичем Козловым не только определили необходимый вид и цветовую гамму краски, но и помогли с ее приобретением.
К февралю 2015 года процесс реставрации вышел на завершающую стадию. Основные конструкторские работы были закончены, и самолет начали готовить к покраске, параллельно заканчивая реставрацию верхней хвостовой части. В марте и апреле велись оформительские работы: самолет очистили от старой краски, грунтовки, шпатлевки. Провели подготовительные и покрасочные работы. Нанесли звезды и надпись.
Пройдет всего неделя, и все части самолета перенесут на улицу, на площадку, где ему предстоит радовать новосибирцев и гостей нашего города. Начнется процесс окончательной сборки и подготовки к открытию.